Рассмотрим основные типы дизельных топливных форсунок.
Пьезофорсунки
Самое совершенное устройство впрыска топлива, устанавливаемое на дизельные двигатели с системой Common rail. На данных форсунках обеспечиваются самые строгие экологические нормы — Евро 5 и выше. Форсунки с пьезоэлементом работают на порядок быстрее, чем с электромагнитом.
Основные производители: Bosch, Delphi и Siemens.
Электромагнитные форсунки
Устанавливаются с 1998г. вместе с появлением системы Common rail практически на все автомобили. Производители: Bosch, Delphi и Siemens.
Насос-форсунки
Начали применяться с 2000-х годов в основном на европейские автомобили. Насос-форсунка состоит из распылителя, проставки, электромагнитного клапана и плунжерной пары. В этой системе нет ТНВД, его роль выполняет насос-форсунка. Это форсунка «два в одном». Основные производители те же: Bosch, Delphi и Siemens. Новые виды насос-форсунок сейчас не производятся – это уже исчезающий тип топливных форсунок.
Механические форсунки
Форсунки старого образца. Уже выходят из практики. Поддерживают экологический класс вплоть до Евро 2. Актуальный же сейчас класс по экологическим нормам — Евро 5.
Причины неисправности форсунок.
- Некачественное топливо. В дизельной системе солярка работает как смазка. В некачественном топливе, как правило, присутствует вода. Влага не смазывает трущиеся детали топливной системы и увеличивает скорость износа;
- Несвоевременная замена топливного фильтра. Фильтр рекомендуется менять каждые 10 тыс. км. пробега. По рекомендации дилера регламент замены обычно составляет 15-20 тыс. км. пробега. Это очень много с нашим качеством топлива.
Рекомендации по обслуживанию топливных форсунок.
- Замена топливного фильтра каждые 10 тыс. км. пробега;
- Заправка качественным топливом на проверенных АЗС.
Симптомы неисправности форсунок
На неисправность топливной системы могут указывать следующие симптомы:
— Неровная работа двигателя;
— «Дымность» выхлопа: черный, или сизый дым;
— Плохой запуск двигателя на холодную или горячую.
Первичная диагностика дизельных топливных форсунок
При появлении первых симптомов неисправности топливной системы необходимо обратиться в профильный техцентр и сделать первичную компьютерную диагностику. По результатам диагностики становится ясно — дело в топливной системе, или неисправно что-то другое.
Этапы первичной диагностики топливной системы на автомобиле:
1. Компьютерная диагностика: краткий тест ЭБУ, сканирование электронных ошибок;
- Замер обратного слива форсунок без их демонтажа (согласовывается с клиентом отдельно);
3. Снятие и осмотр топливного фильтра на наличие в нем стружки, воды, грязи. Наличие посторонних частиц и воды приводит к выходу из строя топливной аппаратуры – форсунок и ТНВД.
Если по результатам первичной диагностики установлена неисправность топливная системы и в рамках самой топливной системы установлена неисправность форсунок, то производится их демонтаж, установка на стенд и проверка на стенде.
Демонтаж форсунок
Основные сложности при демонтаже форсунок — это коррозия и закоксовывание. Как правило, достаточно тяжело извлечь такую форсунку из головки блока, не повредив корпус. В специализированном сервисе есть свое оборудование, которое позволяет снять закисшую форсунку, которая в обычном порядке не снимается. При использовании специнструмента для демонтажа «закисшей» форсунки не нужно снимать головку блока. Тем самым, можно сэкономить время и деньги клиента.
Диагностика форсунок на стенде.
Перед установкой на стенд форсунка предварительно моется в ультразвуке. Применяется промывочная жидкость «Деталан». Форсунка моется за 10-30 минут.
После очистки форсунки устанавливаются на диагностический стенд, на котором по тест-плану диагностируется в разных режимах: режим прокачки при давлении 300 Бар, максимальный режим, средняя подача, подача «на обратку», холостой ход, режим удаления воздуха из форсунки. Стенд, таким образом, имитирует разные режимы работы на машине — происходит изменение импульсов по контрольным точкам.
Первичная диагностика форсунок на стенде по времени занимает порядка 20-30 минут. Форсунки устанавливаюся на стенд не по одной, а сразу всем комплектом. Диагностика производится по заводскому тест-плану, который дает производитель (например, Bosch) для диагностики данных форсунок с заданным давлением, импульсом и границами подачи.
Результаты проверки на стенде по каждой форсунке:
- Неисправен клапан;
- Неисправен распылитель;
- Неисправен клапан и распылитель.
Распылители и клапаны выходят из строя практически с одинаковой вероятностью. Поэтому нельзя сказать, что, например, клапан ломается чаще распылителя, и наоборот.
После проверки форсунок на стенде формируется окончательная стоимость ремонта.
Форсунки могут выходить из строя по отдельности. Комплект форсунок ставится на стенд и по результатам диагностики видно, насколько упал ресурс форсунок в процентах. Например, может быть три форсунки рабочие, а в одну попала грязь и она работает неправильно. Эту форсунку ремонтируют, а остальные ставят обратно без ремонта.
Ремонт дизельных топливных форсунок
Неисправная форсунка полностью разбирается, все детали проходят ультразвуковую очистку.
На форсунках любых производителей в основном выходят из строя типовые узлы: клапан, распылитель, либо и то и другое вместе. У насос-форсунок выходит из строя плунжерная пара.
По распылителю идет износ иглы, поскольку туда попадает грязь. Клапанная группа состоит из клапана и штока. Матовая поверхность штока свидетельствует об очень сильном износе. Сам грибок (клапан) вырабатывается в месте размещения шарика, из-за чего форсунка сливает «в обратку». Клапан и распылитель обычно меняются на новые. По Bosch все комплектующие меняются на новые, поскольку имеются в продаже. Получается ремонт заводского качества со 100% гарантией.
Роботизированный комплекс для сборки форсунок.
Сначала робот автоматически производит замеры. По результатам замеров комплекс сам определяет, какую шайбу положить и каким моментом затянуть гайку или магнит. В данных процедурах человеческий фактор исключается. Преимущества — скорость и качество. Форсунка не разбирается по два-три раза, резьбы не тянутся. Получаем качество заводской сборки.
После роботизированной сборки на стенде форсунку можно не проверять и сразу поставить на машину. Технической необходимости в этом нет. Но так как техцентр должен доказать клиенту что после ремонта она полностью исправна и «каталась» на стенде, то мы ее проверяем и даем распечатку — тест-план. У клиента в итоге остается два тест-плана: до ремонта и после.
Средний ресурс форсунки после ремонта составляет не менее 70% от ресурса новой. На отремонтированную форсунку предоставляется годовая гарантия, как на новую оригинальную форсунку.
Бывают случаи, когда форсунка не ремонтируется из-за того, что завод-производитель не поставляет запчасти. В основном это касается форсунок Siemens.
При первых симптомах неисправности топливной системы лучше сразу обратиться в специализированный техцентр. Это будет дешевле, чем ездить до последнего, поскольку при неправильной работе даже одной форсунки идет очень сильный износ всех узлов топливной системы. Если машина уже не заводится, то ремонт будет дороже, чем когда только появились первые симптомы.
Что лучше: купить новую форсунку или сделать ремонт?
В нашем сервисе ремонт приближен к заводским условиям. Применяются специализированные стенды для диагностики. Обеспечивается роботизированная сборка. По стоимости ремонт обходится в несколько раз дешевле, чем новая форсунка. На все работы предоставляется годовая гарантия, как на новую форсунку.
Еще один «больной» для клиента вопрос – гарантия. Если вы покупаете новые форсунки и затем привозите их в сторонний техцентр для установки, либо устанавливаете их своими силами, то гарантию на форсунки вам выдает только магазин. Техцентр предоставит гарантию только на работу по установке. Если, например, форсунка через полгода сломается, то предъявить претензии фактически будет некому. Магазин, продавший форсунку, сошлется на некачественную установку в техцентре, или на неисправность других узлов топливной системы. Техцентр за качество форсунки отвечать не будет. На практике, при таких сценариях гарантии у клиента нет никакой.
Если же вы ремонтируете форсунки на автомобиле в профильном техцентре, то он дает гарантию «под ключ». Если что-то случится, вы просто обращаетесь в техцентр и он устранит все по гарантии.
Стоит ли покупать б/у форсунки?
Продавцы «бэушных» изделий, как правило, сами не знают ничего о своем товаре: гарантию не дают, форсунки не проверяют, ресурс форсунки неизвестен.
Б/у форсунки требуют определенного хранения. В снятую форсунку попадает кислород и идет коррозия металла. Форсунка может выйти из строя при хранении, хотя с автомобиля снимали еще рабочую форсунку! На практике средний ресурс б/у форсунок – не более 6 месяцев.
Отремонтированная форсунка выдерживает многократное попадание грязи и воды. Б/у форсунка из-за маленького ресурса при попадании грязи и воды выйдет из строя сразу.
И, наконец, главный риск. При использовании неисправной б/у форсунки распылитель может подклинить и солярка попадет в цилиндр, что приведет к гидроудару и капитальному ремонту двигателя.
Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьёй, либо звоните напрямую нашему мастеру по телефону 8 (495) 021-88-28.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.